Дом Утемана

Утеман был не только предпринимателем и банкиром, но и просвещен¬ным собирателем произ¬ведений искусства XIX века. В четырех стильно оформленных залах бельэтажа дома № 31 президент Академии художеств мог увидеть «собрание картин И. К. Айвазовского, В. Д. Орловского, К. Е. и В. Е. Маковских, М. А. Зичи, Клевера и других русских художников. Из произведений иностранных живописцев здесь обращают на себя внимание оригинальные картины Кнауса,
Дефреггера, Вотре и других». Сегодня в бывших парадных залах еще можно увидеть деревянный кессонированный потолок и мраморный камин с зеркалом.
В начале XX века богач решил передать дела своему сыну Францу Францевичу (1868 - 1925), окончившему юридический факультет Петербургского университета, вернуться на родину и распродать часть коллекции. В связи с этим 15 ноября 1902 года газета «Петербургский листок» так описывала собрание: «Начиная с вестибюля, на стенах которого красуется громадная картина Айвазовского, и кончая самой маленькой комнатой, - все поражает выдержанностью стиля. Тут и мебель в стиле ренессанс и ампир, комнаты в японском вкусе и строго арабском, гобелены, севр, сакс, ковры всех размеров и сортов, японские вазы в человеческий рост, картины европейских знаменитостей».
В унаследованном особняке Утеман-младший сохранил любимые им вещи. Известный худож¬ник и искусствовед А. Н. Бенуа в журнале «Старые годы» писал в 1908 году: «...это скорее роскошная обстановка, выдержанная почти вся в духе XVIII века. Вещи «служат», а не выставлены напоказ... Гостиная г. Утемана произ¬водит впечатление дворцовой комнаты где-нибудь в Трианоне. На полу разложен роскошный ковер Зауоппепе времен Людовика XVI... По стенам расставлена великолепная золоченая мебель очень благородных форм и тончайшей резьбы».
В состав коллекции входила прекрасная декоративная бронза, ранний мейсенский фарфор, фламандские и французские шпалеры, миниатюры, дорогие табакерки. Из картин Бенуа упомянул два портрета В. Л. Боровиковского, пейзаж голландца Я. ван Гойена, женский портрет кисти английского живописца Дж. Ромнея. Были в собрании и ценные редкие книги.
Женившись, владелец в 1908 году отремонтировал дом № 29, обставил мебелью от известной фирмы Мельцера и соединил изнутри с парадной резиденцией, где на лестнице появился большой эркер в стиле модерн. Лето Франц Фран-цевич проводил в старинном имении Малые Волковицы в Петергофском уезде или на своей вилле в Висбадене. По службе он числился чиновником Министерства финансов, но занимался в основном своими предприятиями и благотворительностью, за которую имел несколько наград. Революция, вероятно, изгнала Утемана и его семью на историческую родину, в Германию, где бывший банкир и коллекционер прожил недолго.
Уже 50 лет в особняке № 31 звучат детские голоса и музыка. Здесь находится Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 11. Сохранившиеся остатки интерьера напоминают о былом художественном богатстве этого дома на набережной.
Hosted by uCoz